ПЕРСОНАЛЬНЫЙ САЙТ МУРТАЗИНОЙ КАДРИИ КЯМИЛОВНЫ - ВОСПИТАТЕЛЯ МДОУ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №199» г. САРАТОВ
Конспект НОД по развитию речи «Путешествие в сказку» в старшей группеЦель: Формировать эмоциональное отношение к сказкам. Развивать внимание, память, мышление, мимику, умение слушать. Задачи: 1. Учить детей узнавать знакомые русские народные сказки, героев сказок с помощью загадок. 2. Активизировать в речи детей существительные и прилагательные, характеризующие героев сказки. Закреплять использование детьми пространственных предлогов, упражнять в согласовании слов в предложениях. 3. Развивать монологическую речь, продолжать учить детей отвечать на вопросы полным ответом. Развивать выразительность речи, силу голоса. 4. Воспитывать доброту, желание оказывать помощь, умение действовать согласованно, любовь детей к художественной литературе. Материал и оборудование: Игрушка мягкая большая лиса, волшебный мешочек, волшебный колокольчик, бумажные бабочки и цветы для дыхательной гимнастики, картинки с изображением: волк, заяц, ёж, лиса, петух, собака, магнитная доска, карточки для моделирования, цветные карандаши. Предварительная работа: Чтение русских народных сказок, загадывание загадок о животных; рисование по сказкам; совместная импровизация «Разговор лесных зверей»; показ кукольного театра «Заюшкина избушка»; рассматривание иллюстраций к сказкам; игры - драматизации. Содержание НОД: Дети с воспитателем заходят в группу, становятся полукругом. Воспитатель: Ребята у нас сегодня необычное занятие, посмотрите, к нам в группу пришли гости, они хотят посмотреть, чему вы научились, давайте поздороваемся с ними. (Дети здороваются) (Проводится координационно-ритмическая игра для концентрации внимания детей). Приветствие: Дружно за руки возьмёмся И друг другу улыбнёмся Мы пожмём друг другу руку И тепло пойдёт по кругу. Воспитатель: Ребята, вот мы и передали тепло и добро друг другу и нашим гостям. Ребята, а вам нравятся сказки? А вы их любите? (Ответы детей) Воспитатель: Я тоже люблю сказки не только читать, но и слушать. А хотите сегодня попасть в сказку, а точнее отправиться в сказочное путешествие? Хотите? (Ответы детей) Воспитатель: А у меня есть волшебный колокольчик, и чтобы нам попасть в сказку, нужно закрыть глаза и сказать волшебные слова : «Раз, два, три – в сказку попади!» Воспитатель: Открывайте глазки, вот мы и в сказке! Посмотрите, какая красота вокруг. Сколько цветов, какой чудесный аромат. Пожалуйста, подойдите, понюхайте, как они вкусно пахнут. ( Выполняется дыхательная гимнастика: глубокий вдох через нос, выдох через рот повтор 3 раза) Воспитатель: А какие бабочки разноцветные прилетели к нам на поляну, посмотрите и скажите какого они цвета (ответы детей). Давайте подуем на них, как красиво они порхают. ( Выполняется дыхательная гимнастика: глубокий вдох через нос, выдох через рот повтор 3 раза). Ребята, а вам нравится здесь? (Ответы детей) Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите, что это такое? Дети: Мешочек. Воспитатель: Да не простой мешочек, а волшебный. И в нём кажется что-то спрятано. Хотите угадать, что в нём? (ответы детей) Воспитатель: Только угадывать мы с вами будем не при помощи глаз, а при помощи рук. Сейчас, я каждому из вас дам пощупать мешочек, а вы мне скажете, что, по вашему мнению, в нём спрятано. Договорились? Дети: (Щупают, высказывают свои предположения). Воспитатель: Интересные предположения, а мы сейчас проверим, кто из вас был прав. (Щупает, достаёт из мешочка лису) Кто это ребята? Дети: Это Лиса. Воспитатель: Она прибежала к нам из сказки. Давайте с ней поздороваемся. (Дети здороваются с Лисой) Воспитатель: Ребята, а как в сказках называют Лису? (Лисичка-сестричка, Лиса-краса, Плутовка, Хитрюга, Лисичка Патрикеевна, Лиса Алиса, Кумушка и т. д.) Воспитатель: А как вы догадались, что к вам пришла именно лиса, а не волк или другое животное. Давайте присядем на стулья и попробуем описать нашу гостью: • Какая у лисы мордочка? (хитрая, острая, ушки треугольные) • Какая у лисы шубка? (мягкая, рыжая, гладкая) • Какой у лисы хвост? (пушистый, длинный, с белым кончиком) • А вы знаете, зачем лисе такой длинный хвост? …чтобы заметать следы, чтобы не нашёл волк, охотник) • Скажите, ребята, по характеру в сказках лиса какая? (Хитрая) Покажите мне хитрую лису (гримаса «Хитрая лиса»). Воспитатель: Лисичка хитрит и говорит, что не слышит вас. Давайте, мы будем говорить чё тко и громко: СА-СА-СА с нами рыжая лиса, СУ-СУ-СУ живёт лиса в лесу, СЫ-СЫ-СЫ хвост пушистый у лисы, СЕ-СЕ-СЕ знаем сказки о лисе. Воспитатель: Расскажите мне, пожалуйста, в каких сказках мы встречаемся с лисой? (Ответы детей) • Лисичка-сестричка и Серый волк • Лиса и Журавль • Снегурушка и Лиса • Колобок • Теремок • Лисичка со скалочкой • Рукавичка • Жихарка и т. д. Воспитатель: Молодцы ребята, но наша Лисичка прибежала из другой сказки, где обидела зайчика и выгнала его из дома. Вам знакома эта сказка, назовите её? Дети: Это сказка «Заюшкина избушка». Воспитатель: Совершенно верно. А Лисичка к нам пришла не с пустыми лапками, она принесла нам загадки и просит их отгадать. Но отгадку просит назвать не обычно, а ласково. Ну что, поможем нашей Лисичке? (Ответы детей) Воспитатель: Я думаю, вместе мы справимся. (Загадывает загадки, картинки с отгадкой ставит на мольберт/ магнитную доску) • Золотое горлышко утром будит солнышко (Петух – Петушок- Петенька) • Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает (Медведь - Мишка-Мишутка) • Серый недотрога живёт в глуши лесной, иголок очень много, а нитки не одной (Ёж – Ёжик – Ёжичек) • На цепи сидит, дом сторожит (Собака – Собачка) • Зимой беленький, летом серенький Ни кого не обижает, всех сам боится (Заяц – Заинька – Зайчишка) • Рыжая плутовка хитрая, да ловкая В сарай попала, всех кур пересчитала (Лиса – Лисичка – Лисонька) Воспитатель: Молодцы ребята! Лисичка так рада за вас, что вы справились с этим заданием. Покажите, как радуется Лисичка. Дети: (Показывают гримасу «Радостная Лисичка»). Воспитатель: Какая милая Лисичка у вас получилась. Ребята, посмотрите на эти картинки и скажите мне, пожалуйста, все ли эти животные герои сказки «Заюшкина избушка», или может быть кто-то лишний? Дети: Нет, не все. Здесь лишний - Ёж. Воспитатель: а в какой сказке мы можем встретить Ёжа? Дети: Палочка-Выручалочка и т. д. Воспитатель: Совершенно верно. Молодцы ребята, какие вы у меня внимательные не дали Рыжей Плутовке вас запутать. А Лисичка видит, что вы устали и приглашает вас немного поиграть. Становитесь в круг. (Выполняется физминутка с перевоплощением «Зарядка для зверят», движения выполняются согласно тексту) Эй, ребята, что вы спите? Нам животных покажите У Лисички острый нос У неё пушистый хвост Шуба рыжая Лисы Не сказанной красоты Лиса по лесу похаживает Шубку рыжую поглаживает Зайка по лесу скакал Зайка корм себе искал Вдруг, у Зайца на макушке Поднялись как стрелки ушки Зайчик прыгнул, обернулся И под деревом согнулся Вылез Мишка из берлоги Разминает Мишка ноги На носочках он пошёл И на пяточках потом Воспитатель: Вот мы с вами и отдохнули, а Лисичка вас приглашает за столы. (на столе карточки с пронумерованными кругами для моделирования, карандаши 5 цветов) Воспитатель: А прежде чем приступить к следующему заданию, мы приготовим к работе наши руки, разомнём наши пальчики. Бежала лесочком Лиса с кузовочком. А что в кузовочке? Лесные грибочки. Грибочки – груздочки, Для сына, для дочки Воспитатель: Молодцы, ребята! А у нашей Лисички приключилась беда. Пока она к нам в гости спешила, она совсем позабыла сказку, из которой пришла. Ребята, а как вы думаете, мы сможем помочь Лисичке вспомнить её сказку? Дети: Да, мы поможем Лисичке! Воспитатель: Лисичка принесла нам вот такие карточки (показывает, они у каждого из вас на столе. На карточке изображено 5 кругов, пронумерованных от 1 до 5, на столе у вас цветные карандаши. Сейчас мы попробуем вспомнить сказку и изобразить героев сказки на этих карточках графически, с помощью цветных карандашей определённого цвета. Попробуем? С чего обычно начинаются сказки? Дети: Жили – были. Воспитатель: А как начнется наша сказка? Дети: Жили-были Лиса и Заяц. Воспитатель: А чем внешне отличаются Лиса от Заяц? Дети: Остренькая мордочка, ушки треугольные. Воспитатель: Всё верно, на круге под номером 1 покажем, что это Лиса, рисуем треугольные ушки и острую мордочку. А какого цвета карандаш нам нужно использовать и почему. Дети: Используем оранжевый карандаш, потому, что Лиса рыжая. Воспитатель: А чем внешне отличается Заяц? Дети: У Зайца длинные уши овальной формы. Воспитатель: Всё верно, на круге под номером 2 покажем, что это Заяц, рисуем длинные овальные ушки. Для этого возьмём карандаш голубого цвета. Воспитатель: Вот пришла Лиса к Зайцу, попросилась пожить, да его же и выгнала. Идет Зайчик плачет … Что же было дальше? Дети: Навстречу ему Собака. Воспитатель: А какая особенность есть у Собаки, отличающая её от других героев сказки? Дети: У Собаки хвостик как колечко. Воспитатель: Всё верно, на круге под номером 3 покажем, что это Собака, добавляем хвостик колечком. Карандаш, какого цвета нам подойдёт. Дети: Карандаш чёрного цвета. Воспитатель: Помогла Собака выгнать Лису? Дети: Нет, Собака испугалась и убежала. Воспитатель: Продолжите сказку (индивидуально) Дети: Пошёл Зайчик дальше, навстречу ему Медведь. Воспитатель: Ребята, как же нам изобразить Медведя? В чём его отличительная особенность от остальных животных? Дети: У Медведя круглые ушки. Воспитатель: Всё верно, на круге под номером 4 рисуем круглые ушки. Используем карандаш коричневого цвета, почему? Дети: Потому, что у Медведя коричневая шуба. Воспитатель: Помог Медведь Зайцу? Дети: Нет, Медведь тоже испугался Лисы и убежал. Воспитатель: Продолжите сказку (индивидуально) Дети: Пошёл Зайчик дальше, навстречу ему Петушок. Воспитатель: Хорошо, а как нам изобразить Петушка? Дети: У Петушка есть гребешок и клюв. Воспитатель: Совершенно верно, на круге под номером 5 мы добавляем Петушку гребешок и клюв. Карандаш, какого цвета мы возьмём? Дети: Карандаш красного цвета, у Петушка красный гребешок. Воспитатель: Чем заканчивается сказка? Дети: Петушок выгнал Лису, стали они с Зайчиком жить поживать, да добра наживать. Воспитатель: Молодцы, ребята! Уберите карандаши и выйдите из-за столов. (Дети выходят из-за столов, становятся в круг) Воспитатель: Ребята, Лисичка благодарит вас за то, что вы напомнили сюжет сказки, ей очень понравилось, как вы её рассказали. А вам нравится сказка «Заюшкина избушка»? А чему она учит? Дети: Нельзя обижать маленьких и слабых, надо всем помогать и защищать. Воспитатель: Лисичка что-то совсем загрустила, наверно поняла, что поступила плохо. А давайте мы ей подарим нашу «Пирамиду Дружбы» может она наконец-то помирится с Зайчиком и даже подружится с ним. (Все становятся в круг. Из кулачков, с поднятым вверх пальцем, образуем пирамиду) Все, все, все, все Вместе мы всегда, везде Наш девиз: «Дружить, прощать, никого не обижать. Воспитатель: Ребята, посмотрите, по-моему Лисичка стала веселее. А это значит, что наше путешествие заканчивается. Лисичке пора возвращаться в сказку, а нам в группу. За вашу помощь она приготовила нам подарок книгу со сказками, чтобы вы знали, что сказка приносит только добро. Мы прощаемся с Лисичкой, но всегда будем рады видеть её у нас в гостях. А чтобы нам вернутся в группу, нам нужно вспомнить чистоговорку: Коси коса, пока роса Роса долой, и мы домой. Воспитатель: Открывайте глазки, вот мы и в детском саду. Ребята, а вам понравилось путешествовать? А что понравилось больше всего? Что вам показалось трудным, а с чем вы справились с лёгкостью. (Ответы детей) Воспитатель: Спасибо всем за внимание, а детям за старание. 15 января 2023 в 13:21
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.